Революция Uber: История Трэвиса Каланика, взломавшего рынок такси

Сервис для вызова приватных автолюбителей Uber — наиболее растущая организация в истории. За время существования она заинтересовала $8,2 млн вложений, капитализация составляет $50 млн. Uber работает в 60 государствах и регулярно конфликтует с региональными силами, которые винят сервис в компании нелегальных транспортировок. «Секрет» сообщает историю принципиального и выдержанного CEO Uber Трэвиса Каланика.

В детстве Трэвис Каланик планировал стать разведчиком. Однако коммерческое начало оперативно дало о себе понимать, и в школе Каланик шел по подъездам и реализовывал ножики марки Cutco.

В 18 он приоткрыл собственный бизнес — сервис для подготовки к SAT (экзамену, нужному для попадания в североамериканские институты). Каланик заявлял, что первый человек, прошедший его курс, увеличил итог на 400 баллов. Это завлекло на веб-сайт клиентов. Прежний соученик Каланика упоминает, что у него «всегда было ощущение, как будто Трэвис старается что-нибудь продать».

Завершив школу, Каланик поступил на программирование в Калифорнийский институт в Лос-Анжелесе, получив на SAT почти предельные баллы. Там он познакомился с первыми компаньонами Майклом Тоддом и Винсом Бусамом, с которыми начал работу над Scour — обслуживанием для размена документами. Шон Фэннинг, один из первых клиентов Scour, через 18 лет пустил похожий стартап — Napster. Каланик больше других занимался маркетингом и рекламой. Для движения продукта Scour Exchange (SX) он въехал на дверные ручки комнат в общежитии бутылочки с лубрикантом, наклеив на них стикеры со знаком Scour и фразой «Не открывай, SX работает».

«Каланик проводил переговоры так, что все вокруг забывали о том, что ему всего 20 лет», — говорит прежний глава компании Disney Майкл Овитц, взявший совместно с миллионером Роном Берклом 51% активов Scour. Позднее, следя за тем, как Каланик разговаривает с силами, Овитц заявит, что глава Uber — человек, которого «отправляешь на ринг, и он всегда побеждает». Если интересует такси в Семее рекомендуем сайт vtaxi.kz.

Scour был 3 года, пока не обрел иск от 30 больших медиа-компаний, судивших сервис в несоблюдении прав автора, на сумму в $250 млн. Тогда столько же приблизительно составлял ВВП Швеции. Компании понадобилось сообщить о банкротстве. Каланик посчитал это как собственное поражение и длительное время не шел в кино, чтобы не лицезреть на дисплее знак Universal Pictures и прочих компаний, убивших его творение.

Чтобы угомониться, Каланику необходимо отплатить. Выступая на пресс-конференции FailCon, где бизнесмены говорят о собственных бедах, он рассказал о новом плане. Мысль была в том, чтобы принудить 30 организаций, засудивших Scour, платить ему. Другими словами сделать из них клиентов. Так был замечен RedSwoosh — сервис, который позволяет недорого транслировать огромные по масштабу документы вроде высококачественного фото и видео. Скоро денежные средства у Каланика закончились: ему нечем было даже платить заработную плату семерым работникам. Каланик сильно искал вложения. Он спланировал встречу с CTO Akamai Технолоджис Дэниелом Левиным на 11 октября 2001 года. Левинит летел на встречу из Бостона в Лос-Анжелес на самолете, который завоевали бандиты, и ужасно умер совместно с 92 иными пассажирами, когда тот налетел во Мировой магазин.

Прямо за этим обрушились биржи, и возможности отыскать инвестора вышли на нет. От Каланика ушла часть команды, он поссорился с компаньоном, однако смог выбраться. В 2007 году Akamai оплатил за RedSwoosh $23 млрд. На полученные денежные средства Каланик приобрел большой дом в Сан-Франциско с теннисным кортом и отличным вариантом, представил его Jam Pad и стал вести там так именуемые jam-сессии, в процессе которых бизнесмены обсуждали собственные мысли. Каланик довольно часто принимал у себя стартаперов. В 2009 году, предлагая собственное жилище участникам IT-конференции, он представлял его как «место, где бизнесмены систематически зависают, выражают мысли и употребляют в пищу умопомрачительные яства, приготовленные кулинаром Jam Pad». Он очень много инвестировал. «Если ты импонировал Трэвису, он посвящался в вашу организацию и помогал бесплатно», — упоминает Грег Кречмар: когда он искал денежные средства для стартапа Livefyre, Каланик продемонстрировал его 45 трейдерам менее чем за семь дней и вложился сам.

Uber появился на свет в процессе подобных дискуссий. Гаррет Камп, довольно часто гостивший в Jam Pad, реализовал StumbleUpon за $75 млрд и полагал над свежим планом. В 2008 году на пресс-конференции LeWeb во Франкфурте Каланик разговорился с Кэмпом. Тот сообщил, как выбрал лимузин с автолюбителем за $800. Кэмпа раздражала стоимость, и он поделился мыслью: можно написать платформу, которая позволит заказывать машину в складчину, что существенно понизит стоимость поездки. В 2009 году они совместно с Калаником сделали Ubercab — мобильное дополнение, дозволявшее одним кликом вызывать собственного автолюбителя. Тогда обслуживанием пользовались товарищи в Сан-Франциско, немногие смотрелся к нему основательно. Когда Камп спросил Каланика, будет ли он заниматься им регулярно, тот дал ответ негативно — целиком определять себя такой авантюре было опасно.

О будущем Ubercab очень много торговались. Одни заявляли, что сервис надо сосредоточить на секторе люкс, добавив функции предзаказа вертолетов и самолетов. Иные предоставляли делать Ubercab групповым, позволяющим двигаться на дорогостоящих темных автомобилях выгоднее, чем в общем по рынку. Так думал и Каланик. Он анализировал: «Чем больше людей пожелают этим пользоваться, тем больше автолюбителей будет готово предложить такие услуги. Конкуренция увеличится, стоимость понизится, а время подачи автомашины уменьшится».

Каланик может строить связи и достигать собственных задач. Когда-нибудь он провел 9 часов в жилище одного из работников Google, стараясь перетянуть его в Uber. В начале октября 2011-го Каланик привлек к Uber внимание ведущих венчурных трейдеров, включая сооснователя Netscape Марка Андриссена, который зашел в совет начальников обслуживания. Шервин Пишевар из Menlo Ventures приобрел долю и инвестировал $20 млрд (на одной из гулянок Пишевара Каланик познакомился с грядущей женщиной — скрипачкой Габи Хольцварт). Вложился глава Amazon, знаменитый Джефф Безос. Обслуживанием стали пользоваться голливудские звезды, с которыми Каланик был знаком: Эштон Катчер, Jay Z, Эдуард Нортон и прочие. Из-за этого Uber стал популярным. За 5 лет организация обрела $8,21 млн от ведущих венчурных фондов, наняла 3000 работников и раскрыла кабинеты в десятках стран. Каланику удалось то, что не получалось Фейсбук и Google, — выходить на рынок Китая и покорить публику, невзирая на противодействие региональных игроков.

В 2014 году в Сан-Франциско швырнулся UberPool — он помогает 2-м пассажирам, едущим в одинаковом направлении, заказывать одну машину. Стоимость распределяется на двоих, никакое другое такси не в состоянии посоветовать поездку за подобные денежные средства. Uber рассматривает специфику мегаполисов, в которых работает. Летом 2015-го в Стамбуле был замечен UberBoat, который позволяет перемещаться по Босфорскому проливу. В настоящее время в Uber занимаются не только лишь расширением географии присутствия, но также и формированием перечня возможностей сервисов. «Мы можем принести машину за 5 секунд. Это значит, что у нас есть возможность принести за 5 секунд и что-то другое» — разъясняет Каланик. Uber продемонстрировал сервис по доставке пищи Uber Eats, работающий в нескольких североамериканских городах и в Барселоне. В Нью-Йорке работает фельдъегерская поставка UberRush. В начале мая организация наняла специалистов в кабинет Питтсбурга, где проводят исследования по внедрению самоуправляемых автомашин.

Одно время на аватарке Каланика в Твиттер стояла папочка «Источника» Айн Ранд. Он, как и протагонист книжки Говард Рорк, очень любит архитектуру. Оба — бунтовщики, не желающие отказываться от собственных убеждений, даже если это ведет к несоблюдению публичного порядка. Каланик всегда был перспективным. Это помогло ему к 37 занять 13-е место в перечне бизнесменов Fortune «40 до 40»: издание представило его «мятежником в верхушке Кремниевой долины».

У Рорка и Каланика есть и прочие схожести. По Ранд, журналистика не будет интеллектуальной и объективной, пока издания обслуживают массы. Каланик также терпеть не может корреспондентов — они препятствуют ему работать. Маркетинговую кампанию во французском Лионе, рекомендовавшую заказывать автомашины с интимными женщинами-водителями, понадобилось повернуть после серии отрицательных элементов в прессе. Осуждали Uber в сексизме. Один из топ-менеджеров компании даже рекомендовал в ответ разместить компромат на корреспондентов. Каланик, тем не менее, данную мысль не подтвердил.

Знакомые Каланика упоминают ситуации, которые описывают его как ужасного молодого человека. Когда-нибудь в ночное время он ожидал у клуба собственного приятеля Шона Паркера (сооснователь Napster, один из первых трейдеров Фейсбук) и повздорил c сторожем. Тот просил его уйти. «Я не не соблюдаю закон», — воспроизводил Каланик, не двигаясь с места. Сторожи подняли полицию, Паркеру понадобилось оплатить $2000, чтобы уберечь приятеля. В другой Каланик с работниками RedSwoosh прибыл в Мексику. Он сел в такси, однако принял решение, что его планируют обсчитать, и отказался платить. Автолюбитель блокировал дверь, бизнесмену понадобилось появляться из автомашины на ходу.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>